Школа дураков || Что не так с Образованием?

ШколаЗдравия!

Сегодня наше с вами обсуждение коснётся системы образования, причём в широком смысле этого слова, а не только в понимании школьного или ВУЗовского. Поговорим мы о том, стоит ли гордиться нашим образованием и тем, что наши учёные пользуются популярностью во всём мире и о том, что наша же система может являться нашим величайшим позором.

Естественно, что образование это одна из «голубых фишек», на которых часто играют предвыборные агитаторы и чиновники всех мастей, и мы то тут, то там, слышим весёлое кукареканье о необходимости внедрения современных методик, повышении зарплат педагогам, перестройке системы образования и прочее. Несчётное число миллионов рублей уже было благополучно освоено имеющейся системой и ярыми революционерами, предлагающими её всячески улучшить и модернизировать.

Ещё не успели остыть «отлитые в камне» слова Д.Медведева, в ответ на вопрос преподавателя о заработной плате: «….а если вы денег хотите, то есть множество мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я вижу», так уже с другой стороны даются поручения правительству поднять зарплату работникам высших учебных заведений.

И вроде бы, со всех сторон на нас льётся информация о том, что наше доблестное правительство ратует за образование последующих поколений и развитие системы «Великого Российского Образования», но объективная реальность тут же возвращает нас с небес на землю, указывая, что с каждым годом выпускники школ и ВУЗов становятся всё бездарнее, работники всё ленивее, а запросы у людей всё больше.

В чём же причина столь противоречивых изменений и почему с каждым годом всё становиться только хуже, несмотря на ярую работу чиновников и все их старания? А может быть как раз всё дело в том, что все усилия и изменения направлены как раз не на развитие, а на разрушение системы… Это уже попахивает конспирологией и теориями заговоров, поэтому вряд ли будет здраво восприниматься большинством, что к слову и является выгодным для самой теории заговора, но тем не менее… Тем не менее, давайте поступим как свободные исследователи, и не утверждая, что это факт, просто допустим такую вероятность, и построим рассуждение исходя из того, что это в принципе возможно. При этом, не будем утверждать, что это тайная теория заговора, а предположим, что это скорее чья-либо халатность и недальновидность, дабы быть более объективными.

Итак, начнём рассуждения с основы основ. С идеализированной модели образования, её цели и функций.

Изначально, любая система образования строится с одной единственной и крайне важной целью — воспитание и образование населения. Если мы берём непредвзято идеальную модель, то система образования должна максимально развивать навыки и способности индивида, готовить его к самостоятельной и автономной жизнедеятельности, прививать полезные и необходимые навыки и специализации, которые будут необходимы и востребованы как для самого индивида, так и в обществе в целом. Все идеалистические системы априори комплексны и развивают индивида со всех сторон, прививая как технические так и гуманитарные навыки, но при этом позволяют личности самостоятельно выбрать основное направление саморазвития, не определяя конкретный коридор или некое универсальное для всех решение.  Иными словами не причёсывают всех под одну гребёнку, и не делая всех идентичными.

В современной России принято гордиться великим советским образованием и местами, даже современное образование в России называть его правопреемником. А что такого важного и выгодного было в тот самом советском образовании? Ответ довольно прост, в нём был комплексный подход, который давно уже исключили из своих систем образования все остальные «развитые страны».  Вместо свободы выбора и возможности полного отказа от тех или иных неудобных или сложных предметов и знаний, как это было принято, к примеру, на западе, образование в СССР не стремилось к созданию «узкого специалиста», а имела своим стремлением подготовить универсального и эрудированного человека. В те времена образование имело комплексный подход, и хоть какие-то взаимосвязи в процессе. Предметы преподавали не разрозненно, а стараясь указать на взаимосвязи и места их соприкосновения. Были, конечно, и определённые просчёты, среди которых излишне технический уклон, минимальное внимание творчеству и, вообще, развитию гуманитарных дисциплин, упор на инженерию и привычные методики, вместо инноваций и свободомыслия. Но тем не менее на выходе мы получали пусть не специалиста, но полностью подготовленного к взрослой жизни, самостоятельного гражданина, способного действовать автономно. Такой гражданин мог легко сам починить розетку или небольшой электроприбор, собрать табуретку, прочитать состав продукта или лекарства и понять его основу и способ производства, вычислить необходимый угол или, к примеру, грамотно рассчитать объемы помещения и требуемые материалы на его ремонт, и т.д. Граждане развивались и технически, и (пусть и отчасти) творчески, и их мозг действительно функционировал. Отсюда и все изобретения, научно-технический прогресс, а также, множество творческих людей с незаурядными способностями.

Образование же сейчас, это набор разрозненных, не взаимосвязанных и бесполезных для жизни человека предметов, не дающее никаких практических навыков и знаний. Если присмотреться внимательно, на выходе даже с университета, мы получаем толпы бездарностей, не способных к элементарному выживанию. И в крайнем случае, только из умнейших и самых старательных учеников, мы получаем узконаправленного специалиста, который при любом небольшом смещении ситуации остаётся беспомощным, впадает в депрессию и ничего не может сделать.

Sovremennaya-sistema-obrazovaniya

То есть, при всей нашей гордости знаменитым советским образованием, мы явно движемся от него в совершенно противоположном направлении.

Неужели наш чиновничий аппарат не видит этого? Или не хочет видеть? Но как мы с вами и предположили выше, возможно им эта ситуация выгодна и они осознанно ведут общество именно этим путём. Теперь давайте построим наши предположения.

Предположим, что систему образования упрощают и разваливают намеренно. В чем же выгода данного процесса? Ведь необразованные люди не будут развивать страну, совершать открытия, производить модернизацию и вводить инновации. И тут мы сразу можем дать сами себе шокирующий и не приятный для многих ответ: А зачем и кому всё это нужно? Ведь есть удобная нефть и множество других ресурсов, которые легко добываются чужими руками и продаются со сверх прибылью, неиссякаемым потоком изливающейся в чужой карман российской «элиты».

И ведь главное, существует невероятное множество крайне эффективных методик, которые созданы для реализации максимально эффективного образования. Например, основы модели Щетинина (естественно с доработками и учётом выявленной критики) или Основы Ломоносовской школы, воспитательные методики Монтессори и педагогические взгляды Толстого, и многие-многие другие.

Примеров может быть масса, но главным постулатом всегда является взаимосвязь предметов и их комплексное изучение в интересной модели с применением наибольшего числа практических занятий, свободных обсуждений и формирование творческого подхода к мышлению.

По сути, каждый преподаватель может сделать свой предмет интересным, но для этого ему самому придётся отойти от общепринятой практики и логики, и вот здесь то его и будет поджидать ловушка бюрократии и так называемый саморегулятор системы, который не позволит ему этого сделать.

Да и зачем нужны нашей «Великой Ресурсной Державе» все эти Кулибины и Ломоносовы, Гейтсы и Джобсы, которые предлагают всё время что-либо упростить, дебюрократизировать, сделать прозрачным, дешёвым, бесплатным, народным и т.д. Где здесь пресловутая финансовая выгода для чиновничьего аппарата?

Плюс ко всему, с образованным человеком вечно будут сложности. Ему нельзя просто так с экрана зомбоящика сообщить, что после выборов за 5 лет средний уровень  зарплаты увеличится вдвое, а спустя эти самые 5 лет, сказать, что они отлично сделали свою работу, посмотрите, зарплата в среднем по стране выросла с 21 тыс. до 37 тыс. Стандартный современный российский обыватель глядя в экран радостно утрёт слезу и скажет «слава великой…», тогда как образованный человек тут же спросит: «а как же корреляция с коэффициентом инфляции, а так же расчёт не средней ставки (читать средняя температура по больнице), а средневзвешенной, и применимо к региону или даже конкретному предприятию.  Сейчас таких людей единицы, а представьте, если бы их были миллионы? Долго бы оставалось такое правительство у своей любимой кормушки?

Да и много ли образованных людей пойдёт работать в добывающую или обслуживающую сферу? Для этого их нужно мотивировать и привлекать, а значит труд будет не дешёвым, придётся делиться своими прибылями, такими темпами и яхту купить не на что будет и собак на самолётах заграницу не повозишь.

Как мы видим, ситуацию вероятнее всего можно было бы легко исправить, но по сути, у чиновничьего аппарата нет на это ни малейшего желания. Мыслящий и образованный класс для них самая страшная опасность. Отсюда и все действия с образованием, и его деградирование и намеренное ухудшение ситуации, и те же уроки религии в школах. Так просто намного удобнее воспитывать поколения олигофренов, которые «смотрят ТВ и работают на заводах»

Но раз такое происходит и мы это допускаем, в качестве предположения, то где мы можем увидеть отражение данного процесса и какие конкретные действия для этого производятся? Давайте выстроим предположение так, как будто мы сами продумываем, что стоило бы для этого сделать. И начнём, пожалуй, по порядку и по мере усложнения схемы:

— Первое с чего нужно начать,  это обратить внимание на самих педагогов. Преподаватель это всегда человек идейный и самомотивированный. В преподавание идут энтузиасты, которым нравится сам процесс преподавания и статус педагога. Они делают свою работу хорошо и с удовольствием, потому, что им это нравиться. Можно даже считать, что они удовлетворяют этим одну из основных своих потребностей.

Как же демотивировать этих людей и сделать так, чтобы они выполняли свою работу хуже, менее качественно, или, если они высоко идейные личности, просто перестали этим заниматься?

Есть довольно простой и действенный способ это сделать. Нужно опозорить саму профессию и ее статус  в глазах граждан. Престижность данной профессии должна быть на уровне дворника, мусорщика, грузчика или любого другого низкоуровневого персонала. При этом «Героями» и соответственно богатейшими людьми в противопоставление им должны быть записаны «торгаши», чиновники, бизнесмены, и ещё, желательно, чтобы они утверждали, что бросили образование, и ушли в бизнес, и это сделало их богатыми и обеспеченными. Некое устоявшееся утверждение, что всё легко, много ума не надо, придумал что-то, взял кредит и всё, уже миллионер. Проверяя заодно уровень эрудиции, выводы об итогах такого внушения вы сделаете сами.

Таким образом, не только снижается мотивация педагога работать и выполнять свою работу качественно, но и в глазах ученика, такой человек не будет вызывать уважения. Зачем слушать нищеброда-неудачника, если есть великие миллионеры, которые не учились даже (как они утверждают). Эффективность образования и усваивания материала учеником при таком подходе, едва ли не равна нулю.

— Затем, стоит до крайности бюрократизировать процесс, лишив его всякой творческой составляющей и свободы действий. Заставить педагогов оформлять бумажки на бумажки и справки на справки. Использовать только принятые и утверждённые программы и материалы и грозно карать любые отступления и самовольные изменения.

Такой подход быстро лишит преподавателя последней радости и заставит его тратить время на оформление бюрократических процедур, вместо того, чтобы подготовить действительно хороший и интересный урок.

Помимо этого, через утвержденный материал можно сделать процесс и для самих учащихся невероятно скучным, наполненным не нужными и лишними фактами, не взаимосвязанными с другими процессами и повествованием, но заполняющим всю «оперативную память». Мозг таким образом будет быстро «забиваться» и просто выключаться в середине процесса. (Все помнят состояния засыпания посреди урока?). Информация в итоге не будет перевариваться и ученик не будет иметь понимания. Максимум, что он сможет, это вызубрить определённый объем и надрессироваться на ответ, без понимания сути. А как только надобность в выдачу ответа исчезнет (например по окончании школы или ВУЗа) все знания без исключения и без следа тут же улетучатся.

Ещё, для удобства и контроля, а так же для естественного и незаметного сокращения знаний, можно ввести примитивную систему оценки полученных знаний, к примеру тестирование, ЕГЭ, ОГЭ или подобных. Это приведёт к тому, что и педагоги и ученики, вместо расширенного практического изучения перейдут к банальному зазубриванию ответов или системе ассоциации ответов (думать же самому не нужно, есть всегда предложенные варианты ответа). Такая система «разленивает» мозг учащегося и не требует от него никакого понимания и причин выбора ответа, только машинальное запоминание. Мало того, если исключить любые формы перепроверки знаний или последующих экзаменов, например,с  введением Единого Государственного Экзамена, который послужит и пропуском в ВУЗ. Создается среда, в которой нужно лишь один раз напрячься, зазубрить всё на короткое время, сдать и тут же спокойно всё  забыть. Таким образом, создаётся идеальная система, которая сама себя «развивает» в заданном направлении. И можно не обращать внимание на то, что надрессировать на выполнение вариативных тестов можно даже обезьяну, и это не потребует большого труда. Но при этом, обезьяне потом не придётся выполнять работу требующую мышления и какой-либо ответственности, а вот людям, так или иначе придётся.

—  Следующим этапом следует Либерализировать процесс обучение и дать свободу выбора непосредственно учащемуся. В России выбор предметов и направлений обучения ранее был доступен только в ВУЗах, но современные передовые школы уже отходят от этих пережитков прошлого и позволяют детям выбирать себе предметы по душе.

Здесь стоит помнить, что человек по натуре (имеется в виду уже воспитанный, хотя бы отчасти, современным обществом) существо ленивое и максимально избегающее сложности и ответственности. Естественно, такой человек всегда идёт путём наименьшего сопротивления, и избирает свой образовательный путь аналогичным образом. Зачем учить математику, химию и физику, если ты гуманитарий. Оно же никогда не пригодиться тебе в жизни. Можно спокойно закончить своё образование, поступить на работу менеджером, а потом удивляться почему с каждым годом на Зарплату можно купить всё меньше, а квартира стоит всё дороже. Или доказывать коллеге, что фервекс лечит простуду лучше, чем терафлю, и стоит на 100р. дешевле….

(шутка для тех, кто учил химию хорошо)

Интересно, что наличие математического склада ума так же не спасает его обладателя, так как у таких людей часто хромают как раз такие гуманитарные вопросы, например, литература или изучение языков. И естественно такой ученик выберет себе однобокое обучение, стремясь избежать трудностей. А в итоге это приведёт к тому, что мы получим узколобого специалиста, который не способен мыслить шире, чем было написано в учебниках, по которым он учился, и совершенно не способного на какую-либо форму изобретательства, в том или ином виде. На самом деле наука уже давно не изучает новое, но об этом мы поговорим отдельно в статье именно с этим названием.

Это опять же возвращает нас к тому, что однобокое развитие с возможностью избегать изучение тех секторов знаний, в которых у человека наблюдаются трудности, приводит к  уменьшению его общей эрудированности и осведомлённости и делает управление его жизнью и мышлением крайне простой задачей.

— Далее, нужно разрушить интеллектуальную атмосферу, как в стенах учебного заведения, так и в среде общения педагогов. Ведь все мы знаем, что среда оказывает непосредственное влияние на процесс. Великие научные открытия далеко не всегда рождаются в одиночной голове. Часто, именно на больших сборах, симпозиумах, научных клубах или иных концентрациях учёных умов, формируется атмосфера, позволяющая даже из банального обсуждения почерпнуть мысли для будущих научных работ и настоящих открытий. Так же, представляя свои теории на суд не менее умных коллег, учёные могут избежать банальных ошибок, которые допускаются, так как человек, вовлеченный в работу,  зачастую перестаёт замечать мелкие детали. Коллеги всегда укажут на это, тем самым улучшая теорию и вычищая её от ошибок.

Но стоит ввести в подобную среду небольшой процент «идиотов», получивших доступ на подобные мероприятия случайно, или даже получая степени не за реальные знания, а иными путями, атмосфера всей среды тут же будет уничтожена. Это непреложный факт, что толпа людей по уровню интеллекта всегда равна самому глупому из участников группы. Группа учёных, конечно же, не обычная толпа, но если в такую среду попадает несколько низко интеллектуальных участников, они начинают делать то, что умеют делать лучше всего. Собираются в группу и начинают задирать, нападать и терроризировать более умных товарищей. Иными словами ведут себя как обычные школьные хулиганы. Естественно в подобной среде это мимикрирует в иные формы, но суть их остаётся в том же. Плюс ко всем симпозиумы и конференции, при наличии таких участников, превращаются из интеллектуального мероприятия в увеселительное, сопровождаемое неумеренными алкогольными возлияниями и прочими развлечениями.

Аналогичная ситуация наблюдается и в образовательной среде непосредственно в учебных заведениях. Если в аудитории находятся высокоинтеллектуальные и мотивированные студенты, которым интересен предмет и его изучение, профессор способен говорить с ними о сложных темах, развивать мысли, не отвлекаясь, углубляя и углубляя теорию и изучения, и главное, получая высокоинтеллектуальную обратную связь от учеников. Именно в такой среде и развивается настоящее знание и воспитывается любовь к наукам. Если обратить внимание на историю, то именно по такой системе строилось образование в древней Греции и Афинах.

А если в аудиторию ввести хотя бы одного ученика с низким интеллектом, или тем более если их будет несколько, образовательный процесс будет практически полностью сорван. Такие ученики часто ощущая себя слишком глупыми используют в качестве защитной реакции шутки, шум и нападение. Они перебивают учителей, ржут, шумят, отвлекают других учеников и создают хаос вокруг. Тем самым они создают привычную для них атмосферу, подавляя интеллект окружающих, и приводя их в состояние равное их собственному уровню. Каждый, кто учился в высшем учебном заведении прекрасно помнит эти примеры, ведь они 100% были в каждой аудитории. А для того, чтобы ввести в образовательный процесс этих самых «идиотов», нужно просто резко уменьшить требования к приёму в высшие учебные заведения, а так же исполнить методы описанные выше. Ещё было бы не плохо сделать высшее образование в обществе «номинально обязательным». Так, чтобы никто особо не обращал внимание на специальность в дипломе, но без его наличия, невозможно было бы устроиться хоть на какую-нибудь нормальную работу.  Исполнив это вы получите очередь нерадивых студентов не желающих получать никакое образование, но невероятно нуждающихся в получение бумажки о том, что они были в высшем учебном заведении.  Естественно, они будут недовольны и самим процессом обучения и будут всячески ему сопротивляться и препятствовать. А если им станет скучно, может быть перетянут на свою сторону ещё с десяток одногруппников, привлекая их тусовками, весельем и алкоголем, отвлекая тех, кто действительно шел за знаниями или хотя-бы за возможностью их получить, от процесса обучения.

Исследование современного образования и выпускников говорит о том, что менее 5% выпускников выходят из вуза со знаниями, остальные же просто выходят с бумажкой о том, что знания у них якобы есть. Да и те, что выпускаются со знаниями, при детальном тестировании оказываются далеко не специалистами, даже в той специальности, которую получили.

 — Последним пунктом осталось только завуалировать все процессы и замаскировать их, выставляя всё происходящее через средства массовой информации, как заботу о населении и развитии образования. Обывателю отовсюду должна поступать информация о том, что система образования постоянно улучшается, модернизируется ,становится общедоступной и востребованной. В итоге человек просто не сможет поверить в то, что его обманывают со всех сторон, и что все действия, описанные как улучшения, на самом деле ведут к ухудшению. Эта мысль просто не сможет укоренится в его голове и он не допустит даже тени от неё. Опять же, по той простой причине, что для грамотной и непредвзятой логической оценки фактов и объективного восприятия, нужно обладать развитым мозгом, не зашоренным сознанием и мыслить вне рамок.

School1

Для реализации программы потребуется не так много времени, буквально  10-15 лет подобного воздействия, и система начнёт работать автономно, поддерживая сама себя. Так как за этот срок нерадивые выпускники уже проникнут в среду в качестве преподавателей и цикл просто замкнётся. С этого момента на поддержание системы не нужно будет тратить ни силы ни средства, система будет сама функционировать по написанным правилам жестко искореняя любое инакомыслие.

Самое страшное, что за примерами не нужно далеко ходить. Среди моей возрастной группы я лично знаю тех, кто недавно поступил на работу в ВУЗ или стали учителем в школе. И не приведите боги кому-нибудь получить себе такого преподавателя, ибо во время обучения, они были мягко выражаясь не компетентны.

Но ведь наши ученые и выпускники ВУЗов пользуются огромным спросом у иностранных университетов и предприятий. За ними открыта целая охота. Их заманивают грантами и обещаниями и вывозят за рубеж при первой же возможности. Так скажет вам любой патриот, гордящийся российским образованием и российской образовательной системой. Вот только его мышление, к сожалению, не способно сопоставлять более 1го-2х фактов к ряду, и поэтому его суждения крайне далеки от истины. Поясним эту мысль:

Во первых, основная охота открыта за учёными и научными деятелями старой школы. Они получали своё образование ещё во времена до начала перестройки. Их знания комплексны, хотя и по большей части узконаправлены. Они трудолюбивы и самое главное изголодались по реальной научной деятельности и качественному оборудованию, на котором эту научную и исследовательскую деятельность проводить можно. Их можно легко переманить к себе, просто дав возможность спокойно заниматься любимым делом. Спроса же на молодых российских специалистов, выпускников,  к примеру, 1990х или 2000х, практически нет. А единицы, которые сами смогли развить в себе незаурядные знания и способности, скорее являются исключением, подтверждающим правило. Много вы знаете выпускников современных российских ВУЗов, являющихся создателями многомиллиардных корпораций? Павел Дуров не в счёт, там всё далеко не так чисто как все думают. Думаю, с ответом возникнут затруднения.

К тому же, если сложить воедино все факты и посмотреть на цифры, мы придём к выводу, что «выписанный» или спасённый если хотите из России учёный работает в 2-3 раза больше и усерднее своих иностранных коллег, за оплату меньшую в 3-5 раз. Иностранным государствам очень выгодны такие Учёные-Гасторбайтеры, потому как они намного менее требовательны и более продуктивны. Плюс, ими намного легче управлять первые 5-10 лет после переезда.

Они лишь низкооплачиваемая рабочая сила, которая нужна в научной среде, чтобы делать тяжелую работу, которую не хотят выполнять местные жители. Поэтому гордиться этим и называть это заслугами, это всё равно, что говорить о том, что приезжающие работать к нам на стройки гасторбайтеры из стран Азии, это заслуга этих стран в области образования в строительстве.

В общем то производство таких Научных-Гасторбайтеров, заслуга мягко выражаясь сомнительная.

В заключении, хочу резюмировать вышесказанное и обратить внимание читателя на некоторые важные моменты. Если наше предположение, описанное выше, является верным, то в системе образования будут происходить именно указанные процессы. При этом, картина современности говорит нам именно о том, что такое положение дел наиболее выгодно и максимально вероятно. И здесь, «опытный интернет читатель » должен указать мне на то, что это лишь очередное описание проблемы, но не предложение решения. Отвечу заранее и довольно прямолинейно:

До тех пор, пока проблема замалчивается, не афишируется и большинство слепо верит, что всё в порядке, ничего не изменится в принципе. И освещение данной проблемы, это огромнейший шаг к тому, чтобы общественность осознала масштабы трагедии. Я написал своё видение ситуации, и то, что лежит а поверхности для каждого, но далеко не каждый способен подметить эти детали. А ты, мой дорогой, юный или взрослый читатель, если согласен с этими утверждениями, можешь внести свой вклад простым нажатием на кнопку мыши, оставив ссылку на эту статью в социальных сетях. А если ты попросишь своих друзей прочитать статью и высказать их мнение по этому поводу, так же разместив статью у себя, это приведёт к ещё большему распространению знания и просветлению общества. А значит, и первыому шагу к настоящим изменениям в системе.

Но что же делать, если у тебя дети и они учатся, или если ты сам учишься в данный момент. Что же, ответ на данный вопрос на самом деле лежал на поверхности в строках этой статьи. Существует множество альтернативных и более эффективных образовательных систем. Да, придётся потрудиться, чтобы найти подходящие учебные заведения, да и не мало потрудиться, чтобы справиться с ленью и начать учиться. Но об этом тоже сказано выше. Начни именно с этого, потрудись перечитать заново и найти простые ответы на свои, казалось бы, сложные вопросы.

Желаю всем научится учиться, а не просто получать образование. Рерих А.В.

Понравилась статья и наш сайт? Поддержи нас и мы станем ещё интереснее!

Поделиться в соцсетях:

Ваш отзыв: