Праздник Ивана Купала на Руси

1Здравия, дорогие друзья!
Сегодня по просьбе читателей мы обсудим один из древних праздников, который множество раз изменялся со временем и претерпевал трансформации, исходя из главенствующих в ту или иную эпоху, традиций.
Для начала, предлагаю определиться с самым часто задаваемым вопросом: какого числа день Ивана Купала праздновать.
Как и все основные празднества древних культур, день Купала (Купало), привязан к астрономическому циклу, и в данном конкретном случае, дню летнего солнцестояния. Именно поэтому существуют разночтения в днях празднования, а так же потому, что день солнцестояния ознаменовывал «Неделю Кресения», т.е. 9 дней (в новой традиции 7), когда вода считалась священной и приходило время проведения праздников и различного рода обрядов.

Название под которым все мы знаем этот праздник на самом деле является народным творчеством. Во времена двоеверия, привнесенный или созданный христианами праздник «День Иоана Крестителя«, отмечали в те же дни, что и «языческий» праздник. Славяне же старой традиции отмечали в этот день праздник, имевший несколько названий, в зависимости от местности и местных традиций, но имевшего единую суть. Именовали славянский праздник Кресъ, Водокрес, Купельские ночи, Русальи Дни (Итог Русальей Недели), Солнцекрес, Ярилин день, Ярило и так далее.
В народном творчестве эти названия слились воедино, и традиция, совместив два названия, привела нас к именованию праздника не иначе как Ивана-Купала.

Суть праздника в восхвалении самого длинного дня в году и победы, пусть и не долгой, дня (света) над ночью (тьмой). И первые письменные упоминания о нем, из современных и признанных общепринятой наукой источников, мы можем найти в Лаврентьевской летописи (приблизительно 1068 г.). Естественно, в христианской традиции этот день осуждается и упоминается как «Игрища Бесовские с потехой и плясками»
Но мы с вами заглянем в истинную суть праздника, по крайней мере, в тех традициях, что дошли до наших дней.

Итак, у празднества есть несколько самостоятельных частей, с каждой из которых связана определенная легенда и поверие.
Обычно день начинается с собирания трав и плетения венков. Считается, что именно в это время все растения набирают свою истинную и полную силу. Обычно девушки ходили по полям, собирали полевые цветы и травы, плели из них обрядовые венки. Одев их на голову, они ходили весь день, а после, если венок остался у девушки и не был украден (во время игр), отправлялся с зажженой свечей или лучиной плыть по реке с требой (желанием). Чем быстрее и дальше уплывет венок, тем быстрее исполнится желание девушки и будет ей счастье. С венками существует так же множество иных обрядов и они являются одной из главных черт празднества.

Волхвы, ведуны и знахари в этот день, и особенно в ночь, собирают целебные травы и засушивают запасы на зиму. Также, собирается ночная роса, она считается целебной и используется в обрядах и снадобьях. И вообще вся вода в этот день считается чистой и напитанной энергией солнца и света. Такое поверие сложилось именно в следствие высокой активности солнца в этот период и длительности светового дня.
Ночью же, волхвы собирали «лунные растения» которые раскрываются и расцветают к ночи или иным образом относятся к ночным. Одним из самых знаменитых растений на купальскую ночь до сих пор является Папоротник. Ночью молодежь отправлялась пытать удачу и искать цветок папоротника. На самом же деле, все знают, что папоротник не цветет, и если внимательно читать традиционные тексты, то отправлялись на поиски Папоротникова цвета или искать Цвет Папоротника. В природе существует явление биолюминесцентного свечения растений и папоротник, при определенных условиях, проявляет эти свойства. Естественно, найти такое растение крайне сложно, и свечение длится буквально несколько минут, по сему находили такие растения в основном умудреные опытом волхвы и использовали их уже в медицине и обрядах.

Но по поверию, папоротник накапливает энергию солнца за день и в ночь на Купала над ним появляется маленькое, размером с небольшое яйцо свечение (как сгусток). И если найти такое растение и успеть сорвать и съесть вместе с этим сгустком, то человек обретет великую магическую силу. (Но помните, что это лишь легенда, хотя в каждой легенде есть основа, содержащая истину).

Русалья неделя, так же время поминания и тризны по умершим. В эти дни считается, что умершие ближе всего находятся к живым и живые могут общаться с ними. Более всего поминали умерших не своей смертью и утопленников, так как именно умершие насильственно или утонувшие становились по поверию русалками и духами. Именно поэтому эти дни называют Русальими. Соответственно и ночь считалась ночью, когда духи и разного рода нечисть свободно разгуливает по миру. Поэтому спать в эту ночь считалось опасным, так как гуляющие духи могли легко навредить спящему. А для отпугивания нечисти было принято носить костюмы и маски, чтобы запутать духов и не отличаться от них.

Как символ восхваления солнца и его прославления, ближе к вечеру повсеместно собирали большие и высокие костры, которые зажигали ближе к сумеркам, чтобы еще больше продлить и без того длинный день.
Про обрядовые костры стоит упомянуть отдельно, так как ритуалов связанных с ними, куда больше, чем с травами. Огонь в этот день является главным сердцем праздника, и к его возжиганию готовятся загодя. Заготавливается шест из березы, на который крепится сверху колесо от телеги (деревянное) и коромысло (Получается аналог человеческой фигуры. Это олицетворение бога Ярилы (Солнца) или Купалы, как сейчас именуют главного виновника праздника. Днем, вокруг него молодежь водит хороводы и девушки оплетают фигуру лентами. Об этом обряде мы пока умолчим, так как его истоки туманны и запутаны для современных людей. А ближе к вечеру фигуру обкладывали хворостом, а в некоторых традициях и одевали в одежды (Как и на Масленицу, традиция аналогична, но фигура на масленицу была символом Марены-Зимы). Шест и фигура обычно были высокими, 3 и более метра, соответственно, обложенная хворостом, представляла собой огромный костер, полыхавший до неба. Так же, существует интересная традиция, которая бытовала издревле. Все народы раньше селились подле водоемов, и по возможности главный костер с Ярилой ставили на холме рядом с этим водоемом. Когда костер прогорал, и колесо в огне падало, его стремились сразу докатить до водоема или поднять из костра и запустить катиться вниз к воде. Люди этим жестом как бы просили солнце Умерить свой пыл и немного остыть, так как оно уже достигло пика своей активности и нещадно палило все вокруг. Так ознаменовывалась смена цикла (победа тьмы над светом) и начала убывания светового дня. А так же, спускание огненного колеса в воду служило символом воссоединения влюбленных (В некоторых традициях Купалы и Костромы).

Когда большие купальские костры прогорали и становились поменьше, люди выстраивались в хоровод и прыгали через костер. Молодые парни и девушки, которые нашли друг друга и познакомились на празднике или во время смотрин и хороводов, могли проверить свои чувства, прыгнув вместе через костер крепко держась за руки или за небольшую палку, и если руки не расцепились проходя через пламя, значит их отношения одобряют боги и они могут быть крепкими, а если расцепились, значит не судьба.

Уголь из купальских костров часто тоже забирали домой. Он служил оберегом очага и знахари использовали его в лекарственных сборах. Это было весьма интересное и действенное средство, так как в купальские костры помимо дров укладывали разные травы (Полынь, Иван-да-Марья, папоротник и др.) и уголь смешивался с пеплом этих растений, обретая новые, полезные для организма свойства. Считалось, что прием снадобья из купальского угля лечит хворь и отравления (что по сути не далеко от истины).
Мы с вами затронули основные обряды и суть праздника, вдаваться больше в детали пока нам ни к чему и каждый может поискать обряды самостоятельно, их много и от села к селу и от народа к народу они разнились. День купала праздновали не только на Руси, но и почти по всей Европе. Именовался он везде по разному, но сути своей от этого не менял. Если вас заинтересовал этот праздник, то обязательно поищите еще информацию самостоятельно. А так же, если вы достаточно взрослый и здравомыслящий человек, посмотрите и наше видео, в нем тоже будет много интересного!

Рерих А.В.

Понравилась статья и наш сайт? Поддержи нас и мы станем ещё интереснее!

Поделиться в соцсетях:

Ваш отзыв: